О специальной оценке условий труда

С 1 января 2014 года в России работает Федеральный Закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Он кардинально изменил подход к оценке условий труда и льготному пенсионному законодательству.

От результатов спецоценки условий труда теперь зависит предоставление гарантий и компенсаций за работу на местах с вредными и опасными производственными факторами.

Задача специальной оценки условий труда – заинтересовать работодателя улучшать условия труда. На основании результатов СОУТ работодатель может определить, какими средствами защиты обеспечить работников, как рассчитать им компенсации за вредную работу. От результатов СОУТ зависит и размер страховых взносов в Пенсионный фонд. Ответственные работодатели, нацеленные на обеспечение безопасных условий труда, используя результаты СОУТ, могут снизить свои издержки как на выплату компенсаций работникам, так и на уплату за них страховых взносов за счет улучшения условий труда и устранения вредных рабочих мест.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) заменила действующую с 1986 года аттестацию рабочих мест. Процедура специальной оценки условий труда во многом сохранила элементы от процедуры аттестации рабочих мест, вместе с тем, в неё внесены новации. Ключевым отличием специальной оценки является введение этапа идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов.

Работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда, не реже чем 1 раз в 5 лет. Проводить специальную оценку условий труда имеют право организации, внесенные в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Закон защищает работников, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. На таких рабочих местах исследования факторов производственной среды и трудового процесса проводятся без предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов.

В том случае, когда потенциально вредные факторы не идентифицированы или условия труда являются допустимыми, законом предусмотрено декларирование. Срок действия деклараций - 5 лет.

Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде итогового отчета, включающего в себя карты специальной оценки, протоколы исследований, перечень рекомендуемых к выполнению мероприятий по эффективному улучшению условий трудовых процессов, данные об оценочной организации. С результатами специальной оценки условий труда работодатель обязан ознакомить работника, а оценочная организация обязана результаты специальной оценки условий труда передать в федеральную информационную систему учета.

Законодательно повысились требования к оценочным организациям. Во-первых, оценка условий труда должна быть основной деятельностью организации, что отражается в уставе. Во-вторых, оценочная организация должна иметь испытательную лабораторию, аккредитованную исключительно в Росаккредитации. В-третьих, в составе организации должно быть не менее 5 экспертов, прошедших обучение и внесенных в специальный реестр. Кроме этого, оценочная организация должна быть профессиональной и надежной.

Законом предусмотрены санкции, как в отношении работодателя, оценочной организации, так и экспертов. Штрафы к работодателям составляют от 80 до 200 тыс. рублей, оценочным организациям от 100 до 200 тыс. рублей, экспертам от 30 до 50 тыс. рублей. За грубые нарушения может быть приостановлена деятельность предприятия или оценочной организации, а также дисквалифицирован эксперт.

Закон предусматривает преемственность специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест по условиям труда, а так же переходный период до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест по условиям труда, проведенная до 31 декабря 2013 года будет действовать в течение 5 лет.